Вступая в договорные отношения с субъектом предпринимательской деятельности (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), любой гражданин в правовом смысле наделяется особым статусом – «потребитель».
Приобретая товары, заказывая услуги, страхуя имущество, жизнь или свою ответственность и т.д., потребитель подпадает под защиту специального закона «О защите прав потребителей».
Положениями указанного закона (п. 6 ст. 13), в частности, регламентируется, что в тех финансовых взаимоотношениях сторон, когда потребитель должен получить от второй стороны денежную сумму (будь то возврат денег, выплата неустойки, пени, штрафа, процентов за пользование деньгами, компенсация морального вреда, возмещение убытков и т.д.), добровольное невыполнение данной обязанности влечет для исполнителя штраф, взыскиваемый в пользу потребителя, в размере 50% от всей присужденной судом суммы.
До недавнего времени это правило работало безусловно, независимо от сферы деятельности и статуса контрагента.
Однако в связи с вступлением в силу 01.09.2014г. изменений в Закон об «ОСАГО» и принятием в целях разъяснения его положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 29.01.2015г. стало понятно, что среди равных всегда найдутся более «равные». К таковым законодатель отнес страховщиков по договорам ОСАГО.
Так в п. 3 ст. 16.1 указанного закона появилось правило, что штраф в размере 50% взыскивается судом в пользу потребителя только от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке. В свою очередь, Пленум Верховного Суда РФ в отмеченном Постановлении № 2 разъяснил, что суммы неустойки (пени), финансовой санкции, денежной компенсации морального вреда, а также иные суммы, не входящие в состав страховой выплаты, при исчислении размера штрафа не учитываются.
Чем вызвана такая особая забота органов исполнительной и судебной власти о финансовых интересах страховщиков, остается только гадать.